Леонид Гайдай – режиссер, который оставил после себя немало выдающихся работ. Удивительно, но поначалу его не воспринимали всерьез, полагая, что он создает фильмы-однодневки. Как же ошибались все, кто в него не верил: комедии этого культового советского кинодеятеля до сих пор любимы не одним поколением зрителей.
В кино идти не хотел
Его молодость пришлась на военное время. В 1943 году он был бойцом пешей разведки. Однажды во время очередного задания Леонид по неосторожности подорвался на противопехотной мине и получил тяжелое ранение стопы. В госпитале врачи, едва увидев его искалеченную ногу, предложили ампутацию. Но ногу чудом удалось спасти! Возможно, в тот момент он особенно понял, как хочет быть актером.
Последствия той операции будут причинять ему страдания всю жизнь. А вот актером Леонид так и не стал, хоть и окончил театральную студию при Иркутском областном драмтеатре. После нее он отправился на режиссерский факультет ВГИКа, и это место предопределило всю его дальнейшую жизнь и карьеру.
Место, где живет любовь
Во ВГИКе Гайдай встретил любовь всей своей жизни. Симпатичная студентка Нина Гребешкова поначалу сторонилась замкнутого и нелюдимого Леонида, а он долго не решался признаться в своих чувствах. Молодые люди много гуляли по ночным улицам, а травмированная нога Гайдая болела все сильнее. Но он ничего не говорил - как можно было рассказать о своем недуге, вдруг девушка его отвергнет? По воспоминаниям Гребешковой, однажды он просто сделал предложение руки и сердца, что прозвучало совершенно неожиданно для них обоих. Скромная свадьба прошла в коммуналке, официально влюбленные расписались через несколько лет.
Кстати, Гребешкова стала сниматься еще будучи студенткой. К моменту начала ее отношений с Гайдаем в 1950 году на ее счету уже были киноработы. Леонид Гайдай начал свою карьеру в середине 1950 годов с драматических произведений. Однако после первых работ его увлекла комедия, которая стала основным жанром в его творчестве.
Повезло в любви, повезет и в карьере
Они прожили вместе около сорока лет, хотя для окружающих воспринимались нетипичной парой: активная и всегда решительная Гребешкова и немного отстраненный Гайдай. Но Нина знала, что под этой самой отстраненностью скрывалась любовь к профессии. Своего мужа Нина называла гением и знала, что его картины надолго останутся в зрительских сердцах.
Но даже у такого успешного режиссера возникали трудности в работе. Так, сатирическая картина "Жених с того света" была практически полностью уничтожена руководством. После жесточайшей критики большинство сцен оказались вырезанными, самого Гайдая отправили в отпуск и фактически вычеркнули из "Мосфильма". Помог известный на тот момент режиссер Иван Пырьев, дав ему хорошую рекомендацию и уговорив руководство пересмотреть свое мнение.
Для людей и семьи
Пырьев, тонко чувствующий людей, знал - начинающему и, несомненно, талантливому Гайдаю нужно помочь. "Восстановившись" в профессии, Гайдай словно получил второй шанс - начал снимать свои знаменитые комедии, всегда оказывающиеся на высоте. Любовь к этому жанру сам он объяснял так: “Людям живется тяжело, пусть хоть посмеются”.
При всей свой постоянной занятости не забывал Гайдай и про семейный очаг. В 1957 году у них с Гребешковой родилась дочь Оксана. Первые годы ее жизни режиссер мало интересовался наследницей, однако после его словно подменили: он часами, когда было свободное время, возился с дочуркой. Между ними зародились крепкие и теплые отношения. Подобное удалось сохранить, когда Оксана сама стала мамой. К слову, бабушка с дедушкой души не чаяли во внучке.
Как говорили окружающие, дочь помогла режиссеру раскрыть свои самые глубокие чувства. С внучкой Ольгой Леонид Гайдай играл в доктора: она лечила его понарошку, хотя ему самому не помешало бы и реальное лечение.
Секреты успеха
Гайдай - представитель той категории людей, кто никогда не жалуется. В дни плохого самочувствия он никому не рассказывал о своем состоянии. Помогал оптимистичный взгляд на жизнь, да и лишний раз беспокоить дорогих сердцу людей не хотелось. Рядом были действительно люди, которые окружали любовью и заботой, а любимая работа приносила не меньше радости и профессионального удовлетворения.
Нина Павловна занималась домашними хлопотами, в то время как супруг был далек от этого. Бывали случаи, когда Гайдай начинал что-то делать по дому, а техника выходила из строя. Супруга водила автомобиль, а вот доверить управление мужу не хотела. Так и получалось, что он оставался творцом и киногением, а бытом и решением семейных вопросов занималась Гребешкова.
Кстати, супруга оставалась верной помощницей и в рабочих вопросах: будучи актрисой, о кино она знала не понаслышке, а потому часто подсказывала по работе, вносила предложения в сценарий.
Режиссеру же было необходимо зрительское внимание. Зачастую она ходил на свои фильмы, где в кинотеатре прислушивался, о чем говорят люди. Возвращаясь домой, он обсуждал с супругой, что услышал – так рождалось впечатление, понравился фильм или нет. Гайдай старался прислушиваться к мнению публики и работать над своими ошибками.
Как понять людей
Режиссера отличало умение прислушиваться к настроению масс и доброе чувство юмора - какие съемки комедий не обходились без шуток? С годами, к сожалению, это начало угасать. Гайдай признавался, что реже стал понимать современную молодежь и их шутки. Отразилось это и на работе – он продолжал снимать фильмы, но они уже не были такими популярными, как знакомые нам всем его культовые комедии. Леонид Иович из-за этого очень переживал. Отвлечься от мыслей помогали семья и собака. В домашнем питомце он души не чаял.
Давало о себе знать и пошатнувшееся здоровье. Боли в ноге становились все ощутимее. А из-за пристрастия к курению начались проблемы с дыхательными путями. Чтобы как-то отвлечься, Гайдай переставал быть взрослым – ходил в игровые автоматы, где легко мог распрощаться с кругленькой суммой.
Вместе до конца
Последней киноработой Леонида Иовича стала комедия “На Дерибасовской хорошая погода...” 1992 года. Ему предлагали сотрудничество и позже, но он всем отказывал, ссылаясь на здоровье. К режиссеру шли и молодые сценаристы в надежде получить профессиональный совет, но все чаще Гайдай ссылался на занятость.
В непростые времена Гайдай участвовал в политических митингах. Никакая высокая температура и плохое самочувствие не могли этому помешать. А зря! Однажды Гайдая забрали прямо с демонстрации с подозрением на воспаление легких. Преданная супруга общалась с врачами, навещала его в больнице и даже оставалась с ним ночевать.
По воспоминаниям Нины Гребешковой, после этого они с супругом стали больше разговаривать, вспоминать былые времена и откровенничать. "Он испытывал чувство вины за то, что не подарил мне фильм, - вспоминала актриса. - Я отмахивалась: что за глупости? Важнее всего было здоровье. Ведь он и так оставил большое наследие".
Жизнь после
Нина Гребешкова до сих пор называет себя женой Леонида Гайдая, а не его вдовой. Она признается, что их квартира все время напоминает ей о нем, о том времени, когда они были счастливы. Ей казалось, что любимый муж все время рядом, разговаривает из соседней комнаты.
И все же, несмотря на переживания Гайдая, они успели поработать вместе – Гребешковой режиссер отдавал пусть небольшую, но все же роль почти что в каждом своем фильме. Так он хотел, чтобы не только он, но и его супруга оставили след в фильмах, которые будут жить вечно... В прошлом году режиссеру исполнилось бы сто лет.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание